Back to top

Сопровождение учебного процесса

 


ИТОГИ ВЕБИНАРА-СОВЕЩАНИЯ «Взаимодействие вузов и ПМПК в системе психолого-педагогического сопровождения образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ: проблемы и пути решения»

17 октября Сеть ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ BO) в рамках взаимодействия с образовательными организациями высшего образования организовала вебинар-совещание «Взаимодействие вузов и ПМПК в системе психолого-педагогического сопровождения образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ: проблемы и пути решения»

Сотрудники вузов-партнеров приняли участие в мероприятии в режиме видеоконференцсвязи

В рамках встречи обсудили следующие вопросы:

🔸Нормативно-правовое регулирование установления статуса «лицо с ограниченными возможностями здоровья» и «инвалид»;

  • Основные направления деятельности ПМПК в части учета и определения специальных условий обучения в вузах для студентов с ограниченными возможностями здоровья после достижения ими 18 лет;
  • 🔸Основные направления взаимодействия МСЭ и вуза в части учета и определения специальных условий обучения в вузах для студентов с ограниченными возможностями здоровья после достижения ими 18 лет;
  • 🔸Комплексный подход в консультировании молодых инвалидов и родителей по вопросам получения профессионального образования.

От вузов-партнеров РУМЦ КФУ участие приняло 13 специалистов.

Благодарим коллег за обмен опытом!


Итоги Общероссийского сетевого вебинара «Практические вопросы реализации разных видов сопровождения студентов с инвалидностью в вузе»

 

30 октября состоялся Общероссийский сетевой вебинар «Практические вопросы реализации разных видов сопровождения студентов с инвалидностью в вузе», организованный РУМЦ ВятГУ. Модератором мероприятия выступил проректор по стратегическому развитию и проектной деятельности ВятГУ Константин Бажин.

К онлайн-встрече присоединись руководители и сотрудники Ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; специалисты, ответственные за взаимодействие с РУМЦ ВО; руководители учебно-методического управления и руководители управлений по воспитательной и социальной работе и другие заинтересованные лица.

С приветственным словом к участникам события обратилась советник заместителя Министра науки и высшего образования РФ Ольги Петровой, директор Координационного центра инклюзивного образования на базе Государственного университета управления Марьяна Соколова: "У нас нет регламентов, по которым мы можем предложить ассистивное сопровождение молодых людей с различными нарушениями. Вузы, придерживающиеся идеологии инклюзии, находят такие ресурсы за счет своих внутренних возможностей. Будет очень интересно послушать о вашем опыте, чтобы в дальнейшем проанализировать его на совете Минобрнауки. Желаю продуктивной работы и очень надеюсь, что, благодаря вебинару, в сети РУМЦ ВО появятся новые практики по сопровождению студентов".

Спикерами Общероссийского вебинара стали представители Ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

- Борозинец Наталья Михайловна, заведующий кафедрой коррекционной психологии и педагогики, директор РУМЦ СКФУ, тема выступления "Сопровождение лиц с инвалидностью и ОВЗ в вузе: основные понятия, организационные и практические решения";

- Бажин Константин Сергеевич, проректор по стратегическому развитию и проектной деятельности, куратор РУМЦ ВятГУ, тема выступления "Сопровождение студента с нарушением зрения: из опыта работы";

- Родина Мария Александровна, заведующий Сектором инклюзивного образования РУМЦ ЮФУ, тема выступления "Организация сопровождения обучения студента с нарушением ОДА в вузе";

- Куликова Анна Михайловна, проректор по молодежной политике и социально-воспитательной работе Сибирского государственного университета науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева, представитель вуза-партнера РУМЦ ТюмГУ, тема выступления "Индивидуальное сопровождение студента с нарушением ОДА с привлечением специалиста по социальной работе".

Коллеги из РУМЦ ВятГУ поделились материалами по психологическим консультациям и адаптационному тренингу для студентов с ОВЗ и инвалидностью.

От вузов-партнеров РУМЦ КФУ участие приняло 15 специалистов.

Подводя итоги встречи, Константин Бажин обратился к коллегам: "Благодарю за представленные доклады, сформировавшие содержательный диалог! Сегодня мы с вами убедились в том, что обеспечение полноценного сопровождения студента с инвалидностью предполагает несколько важных составляющих. Вебинар подтолкнул на мысль, что уже следующим летом к нам могут прийти абитуриенты с инвалидностью разных  нозологических групп, поэтому важно начать готовиться к приемной кампании уже сейчас. Прогнозируйте, какое количество мест понадобится общежитиях, какие ресурсы и технические средства будут необходимы. За оставшиеся полгода мы можем тщательно подготовиться и с максимальным комфортом обеспечить поступление и обучение будущим студентам".

 

С записью мероприятия можно ознакомиться по ссылке


Информация о специалистах, ответственных за сопровождение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
 

Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса, утвержденными Минобрнауки России 08 апреля 2014 г. № АК-44/05ВН

 

Сборник ответов на наиболее  распространенные вопросы «Горячей линии»

 

Адаптированные основные профессиональные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ

 

Технология социально-педагогической поддержки лиц с инвалидностью и ОВЗ в образовательной организации высшего образования

Технология социально-педагогической поддержки обучающихся с инвалидностью разработана и апробирована на базе Регионального центра высшего образования инвалидов Крымского федерального университета.
Цель – успешная адаптация и интеграция обучающихся с инвалидностью в социальную, образовательную и профессиональную среду.
Данная цель обусловлена современными требованиями общества к социализации всех ее членов, и в особенности, людей с инвалидностью, для  которых    открываются возможности не только жизнедеятельности, но и высшего образования, профессионального и карьерного роста.
Целевая группа – обучающиеся с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, обучающиеся с нормой здоровья, научно-педагогические        работники и учебно-вспомогательный персонал.

 

Методы социально-психологической адаптации обучающихся с инвалидностью в образовательной организации высшего образования

Научно-практические наработки, опыт обучения и сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в Крымском федеральном университете позволили выделить содержательные и практические аспекты социально-психологической адаптации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, а также определить наиболее эффективные методы исследования адаптивных возможностей лиц с инвалидностью и методы непосредственной работы специалистов, направленных на успешную адаптацию и социализацию указанной категории обучающихся.

Цель – эффективная адаптация и социализация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в образовательную среду.

Целевая группа – обучающиеся с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Методические рекомендации

Документирование деятельности по социально-психологическому  сопровождению студентов  с нарушениями опорно-двигательного  аппарата

В методических рекомендациях раскрыты особенности профессиональной деятельности практического психолога. Охарактеризованы основные направления профессиональной деятельности по работе со студентами, имеющими инвалидность и ОВЗ в вузе. Методические рекомендации адресованы преподавателям, педагогам-психологам, специалистам ресурсных центров инклюзивного образования и вузов, занимающихся социально-психологическим сопровождением студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата в высшем учебном заведении.

 

Методы социально-психологической адаптации обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

В методических рекомендациях описаны методы социально-психологической адаптации студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Рекомендации адресованы ученым, преподавателям, педагогам-психологам, специалистам, работающим с молодежью с ограниченными возможностями здоровья в сфере инклюзивного образования, а также активистам общественных организаций.

 

Организация и сопровождение дистанционного образовательного процесса обучающихся

Методические рекомендации раскрывают теоретические аспекты дистанционной формы обучения, проблемы ее реализации в условиях инклюзивного образования, содержат практические рекомендации по сопровождению участников дистанционного обучения в условиях инклюзивной образовательной среды. Рекомендации могут быть полезны преподавателям, педагогам-психологам, специалистам, осуществляющим сопровождение дистанционного образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Руководство по разработке адаптированных основных профессиональных образовательных программ для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Методические рекомендации предназначены для руководителей адаптированных основных профессиональных образовательных программ и содержат подробное руководство по составлению и наполнению адаптированных основных профессиональных образовательных программ.

 

Сценарии социально-психологической адаптации студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата по индивидуальному плану и в рамках группы

В методических рекомендациях представлены сценарии социально-психологической адаптации студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата по индивидуальному плану и в рамках группы. Рекомендации адресованы ученым, преподавателям, педагогам-психологам, специалистам, работающим с молодежью с ограниченными возможностями здоровья в сфере инклюзивного образования, а также активистам общественных организаций.

 

Техническое оснащение учебного процесса для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В методических рекомендациях дан обзор современного технического обеспечения организации процесса обучения студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата с помощью компьютерных технологий. Выделены требования к эргономике учебного помещения с учетом специфики процесса обучения. Представлена модель построения специализированной учебной аудитории студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Рекомендации адресованы ученым, преподавателям, педагогам-психологам, специалистам, работающим с молодежью с ограниченными возможностями здоровья в сфере инклюзивного образования.

 

Требования к дополнительному техническому оснащению для проведения социальной и психологической адаптации обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В рекомендациях раскрыты особенности протекания адаптационного процесса обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, уделено внимание методам их социальной и психологической адаптации. Приведен перечень дополнительного технического оснащения, способствующего благоприятной адаптации указанной категории обучающихся в образовательной организации. Рекомендации предназначены для руководителей образовательных организаций, преподавателей, педагогов-психологов, специалистов, работающих с молодежью с ограниченными возможностями здоровья в сфере инклюзивного образования.

 

Методика оценки

Методика оценки эффективности внедрения модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения

Методика оценки эффективности внедрения модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата по программам бакалавриата по областям образования «Науки об обществе», «Образование и педагогические науки» и «Гуманитарные науки».

 

Разработка модели

Разработка модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения для обучающихся

Разработка модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата по программам бакалавриата по областям образования «Науки об обществе», «Образование и педагогические науки», «Гуманитарные науки».