Где и как сегодня получают образование люди с инвалидностью
Как помогают её решать в Крыму, рассказала доктор педагогических наук, зав-кафедрой социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения Гуманитарно-педагогической академии (ГПА), руководитель Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ (РУМЦ) КФУ им. В. И. Вернадского Юлия Глузман.
– Для успешной адаптации в социуме молодёжи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как и всем, в первую очередь необходимо получить образование, профессию и трудоустроиться, – сразу подчеркивает Юлия Глузман.
– И насколько это им реально сделать в Крыму?
– Если лет десять лет назад в нашем регионе были только пилотные инклюзивные детские сады и школы, то сейчас в каждом из образовательных учреждений присутствует формат инклюзивного образования. Например, Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна одним из первых в среднем профессиональном образовании Крыма стал создавать условия для обучения лиц с инвалидностью. В сфере высшего образования первой начала это делать Гуманитарно-педагогическая академия КФУ им.
В. И. Вернадского. С 2003 года здесь был открыт единственный на Украине специализированный факультет для студентов с инвалидностью, где их обучали определённым специальностям. В 2008 году на базе университета начал работать Региональный центр высшего образования инвалидов, мы перешли к обучению лиц с инвалидностью в спецгруппах: они наравне со здоровыми студентами обучались по специальностям «история», «английский язык», «социальная педагогика» и др. Но потом стало очевидно, что «закрывать» студентов-инвалидов в отдельных группах – это значит ограничивать их возможности постоянного общения с остальными студентами и адаптации к обычной жизни. Было принято решение убрать все барьеры – внедрить интегрированное, а затем инклюзивное образование. И с 2010 года мы начали обучать студентов-инвалидов в обычных академических группах. К слову, в России уже тогда были и сейчас есть специализированные вузы, в которых много студентов с инвалидностью. Это Московский государственный гуманитарно-экономический университет и Российская государственная специализированная академия искусств. У каждого вуза разработана своя модель обучения этой категории граждан. Например, в МГТУ имени Баумана, куда принимают много студентов с нарушениями слуха, обучают по адаптированным основным профессиональным образовательным программам. В Новосибирском государственном техническом университете тоже много студентов с нарушениями слуха, и они обучаются в обычных группах. Когда Крым вернулся в Россию, мы стали выезжать в другие регионы, изучать и внедрять опыт коллег у себя и делиться своим, наработанным в течение 17 лет.
– В Крыму тоже есть вузы, где могут учиться люди с нарушениями слуха? Например, выпускники Симферопольской школы-интерната для глухих детей?
– Среди этих ребят много тех, кто хотел бы получать высшее образование, не выезжая за пределы Крыма. Но, к сожалению, у нас очень мало преподавателей, знающих не только обиходный, но и профессиональный жестовый язык, чтобы проводить на нём лекции, семинарские занятия по профессионально ориентированным дисциплинам, чтобы обучать студентов с нарушениями слуха инженерным или медицинским специальностям, где используется много терминов. В том же Московском университете имени Баумана, Новосибирском техническом преподаватели легко переходят с жестового языка на обычную речь и наоборот. Да, есть специальные курсы переподготовки преподавателей, но платные, и мы ищем способы решения этой проблемы. Министерство науки и высшего образования РФ также ежегодно выделяет средства для всех РУМЦ (их в России – 21) на разработку программ, технологий обучения и адаптации студентов с инвалидностью, проведение курсов повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава и других сотрудников вузов. Благодаря этому в РУМЦ КФУ уже прошли соответствующую подготовку не только преподаватели вузов-
партнёров из других регионов, но и 600 сотрудников университета. В этом году мы тоже будем проводить такие курсы.
– Каким профессиям обучают студентов с инвалидностью?
– Сегодня Рособрнадзор и Министерство науки и высшего образования РФ дают рекомендации о том, что людям с инвалидностью нельзя запрещать обучаться какой-либо профессии. И есть приказ Минсоцтруда РФ 2014 года, где есть перечень рекомендуемых профессий и должностей по нозологиям. На самом деле всё индивидуально. Например, у нас был случай, когда две глухие девочки, общающиеся только с помощью жестового языка, хотели получить специальность воспитателя дошкольного учреждения. Но ведь именно в детсаду идёт процесс развития речи у детей. Понятно, что эти девочки не смогут научить ребёнка правильно говорить. И приказ Минсоцтруда, где есть перечень рекомендуемых профессий, помог нам их переориентировать.
– Выпускникам вуза с инвалидностью сложно трудоустроиться?
– Нет. В том же республиканском Центре занятости это предусмотрено различными программами. Есть, например, программа квотирования рабочих мест для людей с инвалидностью, согласно которой 4% работников должны быть лица с инвалидностью, иначе на предприятие будут наложены штрафные санкции. Поэтому работодатели сами стремятся подать заявку в Центр занятости о том, что им нужен сотрудник с инвалидностью. В Ялте, например, не хватает выпускников ГПА с инвалидностью, чтобы работодатели могли закрыть все квоты.
Но я всем нашим студентам с ограниченными возможностями здоровья постоянно напоминаю: диплом о высшем образовании вы получаете такой же, как и все, следовательно, надо соответствовать статусу студента и выпускника университета. Вы должны стараться даже больше, чем другие, чтобы доказать, прежде всего самим себе, что вы лучше.
– Среди ваших студентов-выпускников с инвалидностью есть такие, на кого равняются остальные?
– Конечно! Поэтому мы стараемся приглашать их на различные студенческие мероприятия. В прошлом году сняли несколько «Историй успеха» этих выпускников. На сайте РУМЦ можно посмотреть фильм, например о Константине Макаренко. Это наш выпускник, у которого имеется нарушение опорно-двигательного аппарата, но он успешно освоил профессию социального педагога и сейчас работает в реабилитационном центре в Саках. Или о Ниясе Измайлове, титулованном спортсмене и предпринимателе. Имея группу инвалидности (ДЦП) и крепкую силу воли, он, обучаясь в университете, параллельно занимался профессионально спортом (бодибилдингом и пауэрлифтингом), выезжал на соревнования, в том числе и на международные, завоёвывал чемпионские титулы. Тогда же он придумал проект создания тренажёрного зала в Джанкое, где живёт его семья, снял видеоролик об этом и отправил на сайт одного из международных фондов. В итоге люди, посмотрев его, помогли Ниясу собрать часть суммы на реализацию проекта. А недостающую сумму на закупку оборудования для тренажёрного зала ему выделил фонд. Нияс не побоялся реализовать свою идею, и сегодня он не только сам занимается спортом, но и тренирует других. И таких замечательных примеров полноценной жизни, самореализации, как говорят, по полной, я могу привести немало. Наш выпускник Александр Петренко на Паралимпийских играх в Пекине завоевал «серебро» в соревнованиях по академической гребле. Очень много наших ребят после окончания учебы успешно работают – они талантливые художники, уже устраивают выставки своих работ. Мы очень ими гордимся. Ведь они наглядно, своей жизнью, своими успехами и достижениями убирают барьеры – физические, информационные, психологические.