«Вопросы повышения доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью» - совещания РУМЦ КФУ с вузами-партнерами г. Волгограда
22 марта 2018 года на базе ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» было проведено совещание РУМЦ с вузами-партнерами г. Волгограда «Вопросы повышения доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью».
Организаторы: Ресурсный учебно-методический центр ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет».
Участники совещания: административно-управленческий персонал, научно-педагогические работники, а также ответственные вузов-партнеров, г. Волгограда для обсуждения вопросов развития инклюзивного высшего образования в Волгоградской области, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», НОУ ВО «Волгоградский институт бизнеса»
Цели мероприятия: развитие ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, содействие развитию инклюзивного образования, организация общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики в регионе.
Открыл совещание Жадаев Ю.А., проректор по учебной работе, канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «ВГСПУ».
Заседание провела Глузман Ю.В., зав. кафедрой социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения, руководитель Регионального центра высшего образования инвалидов Гуманитарно-педагогической академии КФУ им. В.И.Вернадского, доктор педагогических наук, профессор.
В своем выступлении Юлия Валерьевна рассказала о ситуации в сфере доступности образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью, о требованиях Минобрнауки РФ к сопровождению обучающихся с инвалидностью и доступности вуза.
– На федеральном уровне закреплены все гарантии равного доступа лиц с нарушением здоровья для получения высшего образования. Это у нас соответствует нормам. В целом законодательство РФ соответствует международным стандартам по вопросам обеспечения равенства, – информировала она.
Ю.В.Глузман отметила, что разговор идет о создании безбарьерной среды и реализации правовых актов по данному направлению работы.
– Высшее образование – это логический этап процесса непрерывного образования для этих людей, начиная с раннего возраста. Для любого человека высшее образование – не только получение специальности, но и самореализация, – добавила она.
Моцовкина Е.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения Института педагогики, психологии и инклюзивного образования КФУ им. В.И.Вернадского в своем выступлении ознакомила участников совещания с результатами мониторинга официальных сайтов вузов по доступности и полноте информации для лиц с инвалидностью, а также предложила рекомендации по усовершенствованию и наполнению информацией сайта.
В ходе своего выступления она напомнила, что в 2012 году Президентом РФ профессиональное образование инвалидов было объявлено приоритетной задачей, но динамика достижений отрицательная.
– Ситуация сопровождается тем, что количество инвалидов в возрасте от 16 до 20 лет – 625 тысяч человек. В системе высшего образования получают образование около 3 процентов. Говорить о возможности трудоустройства затруднительно. Ребята не получают профессии, – констатировала она.
Одна из причин, по мнению Е.В.Моцовкиной, заключается в плохой информированности.
– У нас есть группа инвалидов, у которых нет проблем с физической доступностью. Их образование могло бы исправить ситуацию, но этого не происходит. Усилиями команды Минобрнауки РФ принято постановление Правительства, которое определяет требования к составу информации. Это постановление вступило в силу, а анализ сайтов вузов показывает, что не все об этом знают. На сегодняшний день нерешенной остается проблема размещения на сайтах образовательных организаций сведений об условиях получения высшего образования инвалидам различных групп, – сказала Е.В.Моцовкина.
Она обратила внимание, что вузам важно подробно описать не только архитектурную доступность образовательной организации, но и программу обучения, а сотрудники, ответственные за проведение приемной кампании, должны быть и волонтерами.
С перспективами дальнейшего сотрудничества РУМЦ КФУ с вузами г. Волгограда познакомила присутствующих Рокотянская Л.О., ст.преподаватель, доцент кафедры социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения Института педагогики, психологии и инклюзивного образования КФУ им. В.И.Вернадского.
Бейлинсон Л.С., доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «ВГСПУ», руководитель Центра обеспечения условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ФГБОУ ВО «ВГСПУ» представила на обсуждение содержание совместной работы на 2018 год. В своем выступлении Любовь семеновна отметила, что в Волгоградском регионе планируется ежегодно на 15% увеличивать количество преподавателей, прошедших подготовку для обучения лиц с инвалидностью, межвузовское взаимодействие и совместное проведение научно-практических и социокультурных мероприятий инклюзивной направленности и в Волгоградском регионе и ЮФО, обозначила также проблему: трудоустройства лиц с ОВЗ и их занятости, и то, что инвалиды не всегда заканчивают те программы обучения в вузе, в пользу которых они сделали выбор, поступая на первый курс.
С заключительным словом на совещании выступила Л.Г.Бородаева, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой социальной педагогики, декан факультета социальной и коррекционной педагогики ФГБОУ ВО «ВГСПУ», которая обратила внимание присутствующих на особенности приемной кампании 2018 года, а также предложила обучение по обмену студентов с инвалидностью и ОВЗ в вузах, на закрепленной территории РУМЦ Крымского федерального университета.
В обсуждении вопросов совещания участвовали представители Волгоградских вузов.
В целях развития высшего инклюзивного образования, содействия трудоустройству лиц с инвалидностью и ОВЗ, популяризации деятельности РУМЦ КФУ отчет о проведенном мероприятии был размещен в различных средствах массовой информации.